Как человек, посвятивший более четверти века миру продаж и 19 лет тренерской деятельности, я могу с уверенностью сказать, что в современном мире, перегруженном информацией, у вас есть только 60 секунд, чтобы продать. Это не метафора, а реальность. Именно столько времени, а часто и меньше, есть у ваших менеджеров, чтобы заинтересовать клиента, вызвать интерес и превратить его из скептика в партнера. В этой статье я раскрою вам секреты, собранные в моей новой книге «60 секунд, чтобы продать», и покажу, как с помощью сторителлинга вы можете трансформировать свои продажи, выделиться среди конкурентов и достичь впечатляющих результатов как в B2B, так и в B2C сферах.
Почему истории, а не сухие факты? Моя философия продаж.
Я уже давно понял, что люди покупают не товары или услуги, а покупают истории. Я видел, как компании продолжают использовать устаревшие подходы: засыпают клиентов характеристиками продуктов, цифрами и прайс-листами. Это, возможно, и заставит клиента кивнуть головой, но никогда не заставит его поверить и почувствовать ценность.
В то время как 95% продавцов Украины до сих пор работают по старым методам, только 5% овладевают искусством убеждения через истории — сторителлинг. И именно эти 5% собирают сливки рынка, опережая конкурентов, ведь они умеют выделяться, сокращать путь от «интересно» до «покупаю» и делать продажи более естественными, без навязывания и манипуляций. Сторителлинг — это как швейцарский нож в продажах. В нем есть все: и убеждение, и понимание, и доверие, и эмоции.
Мой путь к экспертизе в сторителлинге.
Моя история со сторителлингом началась еще в 1999 году, когда я работал кассиром в одной из киевских пиццерий. Если я просто описывал пиццу, например: «Возьмите Неаполитанскую. В ней ветчина, помидоры и сыр», клиенты могли согласиться или выбрать другую. Но если я добавлял: «Ее постоянно заказывают самые требовательные клиенты. А потом признаются, что именно эта пицца стала самой вкусной среди всех!», тогда 99% клиентов соглашались. Это небольшое дополнение, которое заняло пять дополнительных секунд, стало для меня главным открытием, что лучше убеждают факты с историями (примерами), а не просто сухие факты.
Этот опыт я пронес через всю свою дальнейшую карьеру, работая в международных компаниях, таких как Dirol, JTI, Sony Ericsson, Philips и OTP Bank. Я всегда использовал силу историй и обучал этому свои команды, ведь те, кто умеют рассказывать истории, быстрее заключают сделки и легко убеждают даже скептиков.
Сегодня, имея 26 лет опыта в продажах, 19 лет тренерского стажа, 8 написанных книг и более 2000 часов коучинга, я с гордостью могу назвать себя единственным в Украине бизнес-тренером, который специализируется исключительно на сторителлинге в активных продажах, переговорах, «холодных» и «теплых» звонках. Это моя ниша, и я гарантирую глубокое погружение в эту тему. Я не даю «10 шаблонов историй», которые можно просто скопировать. Я учу находить ваши уникальные истории — те, которые уже есть в вашем опыте! Моя задача помочь вам их раскрыть и правильно упаковать, адаптируя их под B2B и B2C, чтобы клиент сам сказал: «Это именно то, что мне нужно!»
Как сторителлинг работает с нашим мозгом?
Почему истории оказывают на нас такое сильное влияние? Это не магия, это психология. Когда вы рассказываете историю, ваш мозг не просто обрабатывает информацию, он ее переживает. Истории активируют разные участки мозга:
Вы испытываете эмоции, представляете образы, начинаете доверять и покупаете то, что вам предлагают. Это и есть ключ к успеху в продажах: создать эмоциональную связь, ведущую к действию. Истории помогают показать и продать ценность вашего продукта без навязывания, убедить клиента и запомниться надолго для повторных продаж.
«60 секунд, чтобы продать». Сторителлинг в B2B и B2C.
Важно понимать, что сторителлинг в B2B и B2C — это две разные стратегии, которые требуют тонкого подхода. Игнорирование этого различия — одна из самых распространенных ошибок новичков.
B2B. Истории здесь должны быть более рациональными, с акцентом на ROI (возврат инвестиций), конкретные результаты и логическое обоснование выгоды для бизнеса. Мы говорим с разумом и кошельком компании. Структура истории: Герой – Препятствие – События – Вывод. Головная боль здесь — это чаще всего финансовые потери, потеря времени, репутационные риски, низкая эффективность, простои, потеря клиентов.
Пример B2B из моей книги. У клиента из IT-компании были проблемы с постоянными сбоями и кибератаками. Вместо сухой презентации: «Наше комплексное решение обеспечивает стабильную работу программного обеспечения и надежную защиту от киберугроз», лучше рассказать историю, как год назад другая IT-компания решила аналогичные проблемы благодаря комплексному решению, и в результате за полгода количество инцидентов снизилось на 93%, клиентская база выросла на 19,3%, а СЕО сказал: «Теперь мы спокойны за наших клиентов и полностью уверены в своем продукте!»
B2C. Истории должны быть более эмоциональными, с акцентом на личные переживания, удовлетворение потребностей, мечты и желания. Здесь мы говорим с сердцем индивидуального клиента. Структура истории: Герой – Вызов – Решение – Результат. Вызов – это то, что удерживает внимание и заставляет слушателя сопереживать.
Пример B2C из моей книги. Клиентка сомневалась, подойдет ли ей крем с лифтингом. Вместо обычной продажи: «Этот крем запускает процессы омоложения изнутри», лучше рассказать историю: «У нас есть постоянная клиентка. Купила этот крем перед юбилеем. Говорит: «Хочу, чтобы муж посмотрел на меня как 20 лет назад». А через три недели подошла ко мне — улыбается, глаза сияют. Говорит: «Вы мне подарили второй медовый месяц. У меня кожа гладкая. Я себя глажу. Муж меня гладит». Осталась очень довольна».
Как видите, именно такой подход, демонстрирующий контраст между «обычной» продажей и продажей через сторителлинг, является наиболее эффективным для наглядного осознания мощности сторителлинга в вашем бизнесе.
От книги к практике. Внедрение сторителлинга в ваш бизнес.
Моя книга «60 секунд, чтобы продать» дает вам прочный фундамент. Вы получите конкретные инструменты для их создания и применения историй в продажах. Вы узнаете, как за 60 секунд создать историю, которая превратит скептика в клиента; почему B2B-продажи требуют другого подхода; готовые шаблоны историй для презентаций и работы с возражениями. Однако настоящий прорыв и лучшие результаты вы получите именно на моем тренинге.
Ведь там мы:
С уважением,
Владислав Шах.
Бизнес-тренер по сторителлингу в продажах.
Читайте также:
Заполните форму ниже, чтобы: